Как вы знаете, такой персонаж есть у многих народов мира. Сегодня пройдемся по Дедам Морозам бывшего СССР.
Белорусский Дед Мороз носит имя Зюзя. Это пожилой мужчина с длинной бородой, который живет в лесу и носит белый открытый кожух. В руке у него должна быть большая железная булава. Но в нашем случае почему-то был посох. Мы с ним встречались в Беловежской Пуще. Зюзя олицетворяет собой зимнюю стужу. Чтобы задобрить сурового деда, белорусы под Новый год варили для него кутью.
Татарский и башкирский Дед Мороз называется Кыш-Бабай. Он отмечает свой день рождения в ночь с 21 на 22 декабря. Считалось, что именно тогда родился верховный бог Тенгре, правящий миром и божествами. Кыш-Бабай отвечает за веселое празднование Нового года, которое происходит в самую длинную ночь в году.
У Кыш-Бабая есть собственная резиденция. Она расположена в Арском районе Татарстана, в 60 км от Казани. Сказочный персонаж со своей дочкой Кар-Кызы (как бы Снегурочка) принимает там гостей. Рядом с ними тусят другие фольклорные персонажи: Шурале, Тахир и Зухра, Убырлы Карчык (типа Бабы-Яги), другие волшебные существа. Резиденция работает только три зимних месяца.
Карельский Паккайне — самый молодой из всех Дедов Морозов. Легенда о нем появилась в маленьком городе Олонец, который был административным центром губернии. По легенде в начале зимы жена одного из купцов, возвращаясь с ярмарки, прямо в лесу родила крепкого здорового мальчика. В память о необычном событии родители назвали его Паккайне, что в переводе с карельского значит «морозец». Малыш вырос и стал успешным купцом. Он успевал посещать зимние праздники по всей Карелии и слыл «первым парнем на деревне». Каждый год 1 декабря проходит фестиваль «Олонецкие игры Дедов Морозов», куда съезжаются Паккайне из разных частей света.
Мош Крэчун (Moș Crăciun) — молдавско-румынский Дед Мороз. Говорят, семья пастуха Крэчуна приютила Деву Марию, несмотря на собственную бедность. После смерти пастух стал добрым сказочным волшебником, который приходит зимой и дарит детям подарки.
В Узбекистане Деда Мороза зовут Корбобо (дословно «Снежный Дед»). Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. В кишлаки Корбобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками 🙂
Эстонский Дед Мороз — Йыулувана. В оригинале — Jouluvana. Практически брат-близнец финского Йоулупукки.
Другие Деды Морозы народов бывшего СССР:
• Азербайджан: Шахта Баба
• Алтай: Соок-Таадак
• Армения: Дзмер Папи или Каханд Папи (Дед Зима)
• Бурятия: Саган Убугун (Белый Старец)
• Грузия: Товлис Папа или Товлис Бабуа
• Кабардино-Балкария: Уэс-Дадэ
• Казахстан: Аяз-ата и Кыдыр-Ату
• Калмыкия: Аав Киитн (Дед Холод)
• Латвия: Салавецис
• Литва: Каледу Синелис
• Марий-Эл: Йушто Кугыза и Лумудыр
• Мордовия: Нишке, Мороз Атя
• Осетия: Артхурон
• Таджикистан: Бобои Барфи (Снежный дед)
• Туркмения: Аяз Баба
• Удмуртия: Тол Бабай
• Украина: Святий Миколай или Дід Мороз
• Чувашия: Хел Мучи
• Ямало-Ненецкий АО: Ямал Ири
Якутский Дед Мороз называется Чысхаан. Чысхаан — Хранитель Холода. У него есть внучка — Харчаана. Вообще там целая легенда. Якуты олицетворяли зиму в виде быка. В ноябре у быка отрастает один рог, становится холоднее. В декабре вырастает второй, устанавливаются сильные морозы. В феврале отпадает один рог, морозы ослабевают. В марте бык становится безрогим, время близится к весне. Чысхаан — владелец этого быка. Он его будит, он же говорит ему, когда пора идти спать. На фото Чысхаан вручает нашей группе сертификат о посещении полюса холода. Дело было в Оймяконе 🙂
В Якутии вроде есть еще второй Дед Мороз — Эхээ Дыыл. Но я про него ничего не знаю.
23 комментария
Перейти полю для комментария
Красивый костюм-шуба у Чысхаана.
Автор
ой, он вообще красивый! у него в бороде стразы, видимо это символизирует льдинки 🙂
жаль на фото не видно, но меня фотографировали с ним, дадут фотографии, выложу потом
согласен)))
Автор
с чем?)))))
что деды разные)
Автор
))
Как всегда познавательно:))) С удовольсвтием прочитала!
Автор
спасибо
чысхаан красавчег, чо.
справка: «в Якутии два Деда Мороза: Чысхаан – всеобщий хранитель холода и Эхээ Дьыл – повелитель времени и хозяин года. Якутские Деды даже поделили между собой два полюса холода: Чысхаану достался Оймякон, а Эхээ Дьылу – Верхоянск.
(…)
Кстати, у Эхээ Дьылу есть большая дружная семья. Его жена Кыхын Хотун заведует зимним временем, три дочки — Саасчана, Сайыына и Кухуунэй делят между собой весенние, летние и осенние дела. Помогает якутским Дедам Морозам поздравлять всех с новым годом маленькая внучка Хаарчаана, которая является покровительницей снега и маленький внук Тыалчаан, которого все называют Новым годом».
Автор
как интересно!
А Йоулупукки (как и большинство Морозов, включая нашего) был изначально вовсе не таким милым пенсионером?.. У него были нехилые рога, он водил с собой чёрта, который драл розгами плохих детей (причём на сельских праздниках реально приходил ряженый чёрт с розгами — и порол всерьёз!); при случае Йоулукпкки и сам мог взять и слопать ребёнка-другого (например, если те забрели зимой в лес и сбились с дороги). У него дома была целая коллекция детских черепов — эстет!..
>
А что до нашего, то вспомним Некрасова — ту строфу, которую выпускают из заучиваемого детьми отрывка из поэмы «Мороз — Красный нос» (где «Не ветер бушует над бором…»):
Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.
Ну и в сказках — «тепло ли тебе, девица…»
Автор
наверное потому и пытались задобрить Мороза в стародавние времена, а не как сейчас требовать подарки
когда рассказывала про Елочку, писала http://neferjournal.livejournal.com/4001131.html
(а потому и Йоулупукки — буквально «Козёл Йоля (праздника зимнего солнцестояния)»
тот пост помню
Автор
ничосе, козел))
(*разводя руками*) язычество…
очень интересный пост!) спасибо
Автор
благодарю, мне очень приятно
А ж сам 30-го был Дедом морозом! Ходил поздравлял детишек друзей.
Автор
ух ты!!!
а фоточки есть?
Как то так:
https://www.instagram.com/p/_7Qv8AuURk/
Автор
🙂
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.