Одежда евреев

Теперь об одежде.
Обязательным элементом является четырехугольная накидка с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая талит кaтaн (малый талит) или арбеканфес может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк. В его четыре угла вдеты нити цицис — кисти заведанные Торой.

талит кaтaн

Талит кaтaн, как правило, сделан из белой шерсти с черными полосами. Но есть чисто белые.

талит кaтaн

Бывает, что среди восьми нитей кисти присутствует одна или две синего цвета. Это скорей всего радзинский или ижбицкий хасид. История такая: секрет изготовления тхэйлет — синей краски, которую получают из моллюска хилозон утрачен около 2000 лет назад и был открыт заново рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Его рецепт краски тхэйлет не был признан большинством раввинов и вошел в употребление только в нескольких общинах.

У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

Таким образом то самое белое покрывало, типа пончо называется талит.
Причем заметьте, это я вам рассказываю не о народных костюмах, канувших в Лету, они все это реально носят!

талит талит талит

Я лично не отличаю хасидов от литваков и сефардов. Кстати последние еще и одеждой очень похожи. Единственное что, литваки носят галстуки. Но ведь есть еще ружинские хасиды, которых тоже можно увидеть в галстуках. Правда хасиды все с бородами, которые никогда не бреют и даже не стригут. А вот литваки ухаживают за своей растительностью на лице, подстригают, подравнивают. Встречаются литваки и без бород.

Традиционная еврейская мужская одежда – это фрак или сюртук. Литваки в будни могут носить пиджаки. Хасиды носят капоты (рэкл), в которых тоже естественно есть отличия. Например лацканы могут быть заостренные или закругленные. Или вместо обычных трех пуговиц — шесть (два ряда по три), так бывает у сатмарских хасидов.

Вообще верхняя одежда несколько более разнообразна, кроме капотов есть еще халаты, бекечи (бекеши), жугшцы (джубе) и т. д. И все это обязательно черного цвета.

Халаты — одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки — для занятий в ешиве или койлеле.

В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ — бекече.

И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетенным из черной шелковой нити или ткани. Плетеный пояс может представлять собой гладкую ленту — открытый гартл, или ленту, продольно свернутую в двойную трубочку — закрытый гартл. Открытые гартлы носят польские, белорусские, украинские хасиды. Закрытые — венгерские и румынские.
По ширине гартла можно распознать социальный статус хасида. Раввины и дайоним наденут пояс шире, чем простые мастеровые и торговцы. Но это правило не относится к белзским, гэрским и некоторым другим хасидам.

Теперь брюки. Тут все проще. Они могут быть или обычные, или до колена — еалб-гойэн. Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязывают штанину шнурком под коленом и надевают черные гольфы — зокн. Иногда по праздникам в некоторых общинах принято менять черные гольфы на белые. Гэрскиие хасиды вообще заправляют обычные брюки в гольфы! Это называется «казацкие» гольфы (козак-зокн).

Все это необычно (мягко говоря) и очень привлекает внимание на улицах. Каждый раз я хваталась за фотоаппарат и тут же запихивала его обратно в сумку, кто знает, насколько они мирные. Да и вообще неприлично фотографировать мирных жителей, я бы лично не обрадовалась на их месте.

Информацию почерпнула на сайте toldot.ru, а картинки на просторах интернета

А теперь предлагаю угадать, кто на картинках и что за одежда на них одета 🙂

хтоэта? хтоэта?

хтоэта? хтоэта?

хтоэта? хтоэта?

хтоэта?

хтоэта?

UPD: а этот парнишка как бы говорит ФИГ ОТГАДАЕТЕ 🙂

фигвам

41 комментарий

Перейти полю для комментария

  1. гламурненько…

  2. как все сложно!

    1. да…

  3. А что это за деревяшки под шляпой?

    1. в смысле коробочки на лбу? там выдержки из Торы

      1. Чтобы было ближе к мыслям?

        1. я не знаю 🙂

        2. изучила вопрос: священная коробочка называется «тфилин» (или «тфиллин»)
          такая же привязывается на левое предплечье около сердца, ремень оборачивается вокруг кисти и среднего пальца

          тфилин

          тфиллин

          это символизирует подчинение разума, сердца и действий человека — Всевышнему, а эмоций — интеллекту

  4. мне нравится та штучка, которая на первом фото. можно как блузку летом с джинсами. если евреи не обидятся ))

    1. думаю, что обидятся
      но если тут у нас в России, то большинство и не поймет, что за штука, так что сойдет

  5. нда, каждый сходит с ума по-своему

  6. Поражаюсь.
    Каждый из них знает, кто он и что он делает на этой земле.
    Великое дело.
    Поэтому им многие завидуют. Если вдуматься — есть чему.
    Но лучше бы поучиться чтить себя и близких.

  7. Интересно получилось. Глубоко копнула. Только мне кажется, название поста не очень правильное. Это одежда скорее иудеев чем евреев. Ведь увидев попа одетого в рясу ты не скажешь-это одежда русских. Интересно, допускается быть иудеем, но не евреем? Но то, что не все евреи исповедуют иудаизм, это точно.

    1. я бы не стала сравнивать с попом, скорей с бабульками в длинных платьях и платочках

      1. У бабулек нет обязательной униформы как у евреев-иудеев. Платочки и платья разнообразны.

        1. но стиль один и тот же, длинное платье, сиротская скромная кофточка и платок на голову
          если ты внимательно читал пост, то у евреев-иудеев тоже большое разнообразие в одежде 😉

  8. Выяснил, что по сути любой человек может стать евреем, и иудеем после этого. Чтобы стать евреем, соискатель вынужден целый год ходить на курсы гиюра и окунуться в микве. (Миква это водный резервуар для омовения с целью очищения от ритуальной нечистоты.)
    Интересно, что такого явления, как переход в иудаизм, не существует. В иврите даже нет слова, обозначающего эту процедуру. То есть пройдя гиюр ты становишься не иудеем, а именно евреем. А это обозначает, что по умолчанию ты иудей.
    В общем я запутался во всем этом, и с религиозной стороны твое название поста получается правильным.

    1. ты не помнишь нам все это Рома-виннипух рассказывал? 🙂

    2. В иврите даже нет слова, обозначающего эту процедуру.

      Есть слово леhитгаер, обозначающее ровно эту процедуру. От того же корня, что и слово гиюр.

      1. Это слово, как я понимаю, не обозначает принятие иудаизма. Это скорее название процесса смены национальности, процесс превращения в еврея. Другой вопрос, что становясь евреем ты автоматически принимаешь иудаизм.

        1. Именно это оно и обозначает. И еще — третья и заключительная фаза гиюра — раввинский суд. Он придает гиюру легитимность. А, ну да, у мужчин по ходу еще обрезание.

        2. Евреем нельзя стать посредством какой-либо светской процедуры (смены национальности). Как вы правильно отметили, им автоматически можно стать посредством процедуры принятия иудаизма, т.е. гиюра.

          1. Позволю себе процитировать еврейскую энциклопедию: Во-первых, такого явления, как переход в иудаизм, не существует. На самом деле, в иврите даже нет слова, обозначающего эту процедуру. Да и существование иудаизма как религии тоже еще под вопросом, считает раввин Цви Фриман. Есть Тора, и есть евреи. Нет никаких «измов». Нет религии. Есть лишь стиль жизни, который евреи избрали в борьбе за Тору. Если ты еврей ты иудей и наоборот.

            Получается похожим на извечный спор: что раньше было, курица или яйцо?))

  9. Ой, какие смешные шапки…)))

    1. да ладно смешные, там же жара летом под сорок градусов!

      1. Эти меховые шапки на таблетки похожи…)

  10. Спасибо, хороший пост и много поработали, видно сразу )))

    1. спасибо

  11. Прям как тетки-модницы какие-то. Даже хлеще, ибо без пол-литра не разберешься в их одежках)))

  12. А, кстати, чуваки в меховых шапках похожи на моаев с острова Пасхи))) А вот эта кубическая фигня во лбу у некоторых — это оборжаться, да простят меня)))

    1. а как это неудобно! ну на мой взгляд
      я про эти кубические штуки на лбу, посмотри чуть выше в комментах, солдаты ж тоже носят
      хто такие моаи?

      1. Да кошмар, воняют эти шапки наверно жутко. Тут в Сингапуре только шлем наденешь — и привет, жарко ужас. Но шлем спасает то, что на мотоцикле ты едешь, и он продувается. Да и носишь его максимум минут 40, а не целый день, как они.

        Моаи ж вот — http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/58/67058294_6.jpg

        1. а, этих знаю, только не знала, что они моаи
          воняют не шапки, а многослойная одежда, попробуй походить в пиджаке в сорокаградусную жару

          1. Смотря в каком пиджаке) Ходила))) в льняном нараспашку под хбшный топик — самое оно. Но в их уплотненных одеяниях — это ж трындец.

  13. ой… на несколько минут?! почему так?

  14. офигеть

  15. Познавательно. Спасибо.

    Как они в жару это всё чёрное носят? И в связи с этим как дела у них с гигиеной?

    1. о, какой давний пост!

      многие датишные дурно пахнут, это правда

  16. Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  17. Спасибо, наконец-то узнала, откуда берутся эти болтающиеся «веревки».
    Сложно это все. и часто со стороны непонятно

    1. я тоже только после четвертого посещения Израиля стала разбираться 🙂

Добавить комментарий