Яд-Вашем

Название комплекса — «память и имя» или «место и имя» происходит из слов пророка Исаии: «И им дам Я в доме Моём и в стенах Моих память и имя… которые не изгладятся». Яд ва-Шем — это мемориал Катастрофы (Холокоста) и героизма, он расположен на холме Памяти рядом с горой Герцль в Иерусалиме. В Яд ва-Шем собрана информация о жертвах нацизма в 1933-1945 годах. Там также есть архив, где создана база данных о всех убитых евреях. Каждый посетитель может заполнить специальный бланк, в котором указываются данные о погибшем человеке. Вокруг музея разбит огромный парк, посреди парка «Обелиск героизма» и «Долина общин». Вдоль дороги, ведущей к парку, высажены деревья — это Аллея Праведников, в память о людях, которые спасали евреев от рук нацистов, рискуя своей жизнью.
Официальный сайт мемориального комплекса: yadvashem.org
Я много слышала об этом месте и очень хотела посетить. Это стоило того. Посещение музея оставляет сильное впечатление, особенно Зал Имен и Детский мемориал.

Зал памяти. Там темно. На полу высечены названия лагерей, мест массовых убийств. И горит огонь. А вблизи него памятная плита, под которой покоится пепел сожженных тел, доставленный из лагерей смерти. Архитектор: Арье Ельхани. Вечный огонь: Коссо Елул. Южные ворота: Давид Паломбо. Западные ворота: Бецалель Шац.

Обелиск воинам-героям увековечивает борцов еврейского сопротивления. На памятнике высечены слова: «Тем, кто вступил в святую борьбу с нацизмом, поднимал восстания в лагерях и гетто, сражался в лесах и подполье, воевал в войсках антифашистской коалиции, спасал своих братьев, проявлял отвагу и мужество по дороге в Эрец Израэль. Отныне и навсегда.» Скульптор: Буки Шварц.

Площадь Януша Корчака. Изображен Януш Корчак с детьми (скульптор Борис Сакциер). Настоящее имя этого человека – Генрик Гольдшмидт. Он вырос в состоятельной польско-еврейской семье и стал знаменитым врачом, педагогом и писателем. Впоследствии был руководителем детского приюта. Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Он отклонил все предложения вывести его из гетто и спрятать на «арийской стороне». Когда в августе 1942 года пришел приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошел вместе со Стефанией Вильчинской и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочел остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

Вход в «Детский мемориал». Символично сломленные столбики разной высоты…


Монумент еврейским солдатам и партизанам — борцам с нацистской Германией. Около 1,5 млн. евреев боролись против нацизма в составе Вооруженных Сил антигитлеровской коалиции, в партизанских отрядах и подполье, в движении сопротивления и гетто. Этот Монумент — памятник сотням тысяч из них, погибших в борьбе. Скульптор: Бернард Финк.

Партизанская Панорама — дань памяти тем еврейским борцам, кто присоединился к партизанскому движению во время Катастрофы. Скульптура, расположенная в центре Панорамы, названа «… ибо дерево полевое — это человек» (Дварим). Скульптор Цадок Бен-Давид выбрал дерево символом партизана-борца, чью жизнь охраняет лес, среди деревьев которого он находит убежище. На одном из камней Панорамы выбиты слова Гимна партизан на иврите, идише и английском языках. Архитектор: Дан Цур.

Вид на Иерусалим

Долина общин — это лабиринт из высоких каменных блоков, на стороне каждого из которых высечено название страны и всех мест, где были уничтожены еврейские общины. Монумент огромен, он расположен на площади 2,5 акра в западной части Яд Вашем. Названия более 5000 общин выбиты на 107 стенах. В центре монумента находится Бейт Хакеилот (Дом Общин), который предоставляет свои галереи для передвижных выставок и демонстрации короткометражных фильмов. Архитекторы: Дан Цур и Липа Яалом.


Памятник депортации — немецкий вагон-теплушка, в которых тысячи людей перевозились в лагеря уничтожения. Был передан польскими властями мемориалу Яд Вашем. На постаменте высечен отрывок из воспоминаний уцелевшего в Катастрофе Авраама Кшепицкого. Архитектор: Моше Сафди.

Стена Памяти на площади Варшавского гетто состоит из двух барельефов. На одном «Восстание в Варшавском гетто» — его руководитель Мордехай Анилевич. На другом «Последняя дорога» — массовая депортация евреев в лагеря смерти. Скульптор: Натан Рапопорт.

Самое интересное и впечатляющее сфотографировать нельзя. Да и не хочется, если честно. Фотография не передаст ничего, надо видеть своими глазами. И ощущать.

Crossposted ru_travel

6 комментариев

Перейти полю для комментария

  1. Впечатляет, они умеют хранить память о героях и поибших…

    1. Вообще действительно жутко, когда читаешь выдержки из анкет погибших. Есть очень красивые девушки, совсем молодые парни. Читаешь и прям ужас охватывает, что прям вот раз и оборвали жизнь, а ведь они еще даже не развернулись, не распустились. Многие из них вообще не похожи на евреев, то есть не имеют традиционной еврейской внешности. Отбирали по критериям, там прям фотографии есть, приходили в школы например и замеряли лобную кость, расположение ушей, длину носа, если не подходил под параметры, установленные Гитлером, значит не истинный ариец, значит нафиг, убить…

      1. ужасно…

  2. я тоже была в Яд Вашем. До многих скульптурных композиций не дошла — музей закрывался. Просто аудиогиж настолько полный и подробный, что хотелось послушать все, постоять у каждого экспоната. Я так увлеклась, что забыла про время. Так что по композициям пробежала бегом. А на выходе из музея плакала.

  3. Самое приятное ощущение это выход из музея. Пока ты находишься в самом здании есть невероятное ощущение давления, плюс ты как буд-то плутаешь в лабиринте чужих судеб, опускаешься и сдание сужается… Ты чувствуешь себя зверем в клетке по прутьям которой бьют палками, а потом ты адруг видишь свет в конце и выходишь к свету и к обрыву, так и хочеться взлететь.

  4. Да, в Израиле чтут память погибших.

Добавить комментарий