В подвале дома Нирнзее

В Большом Гнездниковском переулке есть девятиэтажный дом, который построил Эрнст-Рихард Нирнзее в 1912-1913 годах по своему собственному проекту. Это одно из самых интересных и загадочных зданий того времени. Дом называли тучерезом, тогда не было слова небоскреб. Именно там Булгаков познакомился со своей третьей женой — Еленой Шиловской. Однако, здание интересно не только этим. Автор не имел собственного стиля и использовал идеи других архитекторов.


В здании сочетается модерн, неоклассицизм и даже конструктивизм. Под окнами сохранились цветочные ящики, по замыслу архитектора на фасаде должна быть зелень. Торцы выделены красными линиями предположительно, чтобы здание казалось еще выше. Наверху декоративные вазоны, но этого не видно с уровня улицы. Круче всего мозаичное панно, которое невозможно разглядеть практически ниоткуда. Говорят, там копия «Русалочки» с фасада Метрополя, сделанная художником Александром Головиным.

В плане дом представляет собой букву П. Это были дешевые квартиры малой площади без кухонь. Отсюда прозвище «дом холостяков». На верхнем этаже имелась столовая, также можно было заказать еду из ближайшего трактира. Подумать только, Нирнзее сделал то, что впоследствии войдет в советскую идеологию.

Позже на крыше дома был построен кинопавильон. Там снимались многие фильмы, в частности эпизод из «Служебного романа» и сцена из фильма «Место встречи изменить нельзя». Но нас интересует подвал.

Поначалу подвал дома занял театр-кабаре «Летучая мышь» под руководством Никиты Балиева. Судя по рассказам, человек остроумный и с отличным чувством юмора. Фактически он был первым конферансье. Это человек, который болтает между номерами разных артистов и связывает их между собой. Никита Балиев хотел играть серьезные драматические роли, но, увы, к нему приклеилось комедийное амплуа. Позже в подвале работали театр сатиры и цыганский театр Ромэн. Сейчас там проходят спектакли учебного театра ГИТИС.

Несколько лет назад прошла реконструкция. Все изменилось. Стены стали белыми, оголены инженерные конструкции, интерьер стал хипстерским минималистичным. Раньше широкая несущая колонна была замаскирована под камин, теперь это просто нарост на стене. То ли задумка автора, то ли испортили плитку и не смогли восстановить.

Обратите внимание на широкую колонну посреди зала. Это сделано для поддержки помещения, подвал все-таки. А еще после того, как ресторан Пушкин вырыл дополнительный уровень для парковки, покосился балкон второго этажа, пол имеет ощутимый наклон. Еще из любопытных деталей, кресла в зрительном зале. Они повторяют кресла МХАТа. Вообще, Нирнзее многое позаимствовал у Шехтеля.

На контрасте с белыми стенами фойе, закулисное пространство черное и мрачное. Кирпич выкрашен краской. Все такое техническое, с вентиляционными трубами и коридором, заваленными реквизитом. Так выглядит сцена из правого кармана.

Кажется, это тролинг. Символ МХТ — чайка, а тут летучая мышка.

Нирнзее продал дом банкиру Рубинштейну, а после революции сбежал в Польшу. Жильцов выселили, здание национализировали. Так дом Нирнзее стал 4-м домом Моссовета. Это была экскурсия проекта «Москва глазами инженера». Вернее только ее часть, описание здесь.

Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикации
LiveJournal / Facebook / Youtube / Одноклассники / Tripadvisor / Дзен

Поделитесь постом с друзьями

Этот пост в моем блоге LiveJournal: В подвале дома Нирнзее

Добавить комментарий