Вышний Волочек. Плотина.

Бейшлот (заплотина) — устаревшее название плотины, предназначенной только для удержания и пропуска воды и имеющая запорную часть в виде стоек с подъёмными щитами.
Шлюз (слюза) — сооружение для удержания воды и пропуска судов с запорной частью в виде двустворчатых ворот, убираемых в «шкафы» шлюзов.

Название города имеет довольно простое происхождение, связанное с географическим положением. Поселение возникло на землях Великого Новгорода, на древнем водном пути из Каспийского моря в Балтийское. На этом месте до того, как были прорыты каналы, 10 верст волокли суда из реки Тверцы в реку Цну. Такой волок считался небольшим, поэтому его называли «волочком», а чтобы не путать с волоком на Мсте в обход Боровицких порогов, стали называть «Вышним».

Речная слава и процветание города началось во времена царствования Петра I. Построив северную столицу — Санкт-Петербург, царь захотел соединить ее водным путем с Москвой, создать речное сообщение между Балтийским морем и Волгой. Решено было построить первый в России судоходный канал, соединивший реки Цну и Тверцу. Существует предание, что сам Петр прошел весь путь между двумя реками, наметив русло будущего канала.

Да вот беда, не было тогда еще на Руси мастеров, умевших рыть каналы. А потому позвал царь на строительство тверецкого русла лучших специалистов из Голландии, знавших и как шлюзы строить, и как каналы прокладывать. Ведь все их главные города на каналах стоят.

Весной 1709 года канал длиной 2811 метров и шириной 15 метров был закончен. Получили голландцы за свою работу денежки и уехали восвояси. Царь потирал руки, радуясь тому, как пойдут по каналу в северную столицу груженные хлебом барки. Да, видно, рано веселился, потому что уже к лету захирел канал. Не хватало в нем воды для свободного прохода судов. Как ни ломал себе голову Петр, каких иноземных мастеров ни приглашал, канал так и оставался мелководным.

И вдруг откуда ни возьмись обращается к царю новгородский купец Михайло Сердюков с просьбой разрешить на собственные деньги перестроить канал, чтобы «судам дать ход свободный». Сам Сердюков был «монгольского роду», родился там, где течет забайкальская река Селенга. С трудом поверил ему царь, но согласился, тем более что купец из казны ничего не просил.

Построил Сердюков еще несколько каналов и шлюзов, да так удачно, что вновь ожил речной путь, по которому в год проходили до 5,5 тысячи деревянных барок. Правда, шли они в одном направлении — в сторону Санкт-Петербурга, где их потом разбирали. Получил купец, ставший первым гидростроителем на Руси, в подарок от царя два золотых перстня. Полюбился он Петру, который, приезжая в Вышний Волочек, не раз останавливался в его доме, весьма напоминавшем голландские постройки.

3 комментария

  1. Эту историю я читала. Много у нас умных мужиков в России, пили бы еще поменьше.

    1. иногда случается, что без алкоголя работают хуже, встречаются и такие экземпляры

      1. Все бывает.

Добавить комментарий