Музей «Калачная»

О, это было целое приключение. Мы так намерзлись, что были рады посетить музей. Даже я, представляете?)) А потом еще оказалось, что там интересно! Начинается все интерактивным представлением. Два харизматичных актера разыгрывают диалог о том, как все было в стародавние времена. Им аккомпанирует живой (!) скрипач. Главный объект музейного показа — воссозданный по древнему рецепту калач. Процесс представляет из себя приготовление хмелевой закваски, смесь мук (да-да, они прям так и говорили), разделка теста на ледяном столе, выпекание в специальной печи и конечно поедание калачей. Последнее действо происходит по особым правилам. Добро пожаловать под кат.


У Калачной бородатый дядечка продает сбитень. Желающим рассказывает, как он его варит. Напиток горячий и безалкогольный.

При музее есть лавка, где свежеиспеченные калачи продаются на вынос

У нас было забронировано на 14:00. Вышел «пекарь» и пригласил зайти.

Вот собственно эта смесь мук. Он рассказывал, в каких пропорциях, но я не запомнила.

А вот специальный стол, в ящик которого клали лед. Кусочек теста сбивается в шарик, примерно так, как катаешь снежок. Потом между рук раскатывается «колбаска». Далее процесс происходит на столе. Руки надо сложить определенным образом, чтобы между ладонями образовался зазор, а большие пальцы касались друг друга. И вот так катаешь, пока не образуется животок. Делаешь ручку, надрезаешь губу и присыпаешь мукой. Процесс увлекательный. Столько новых слов узнала 🙂 Кроме того, вспомнила, откуда пошли выражения «раскатать губу» и «дойти до ручки».

Потом весь процесс от А до Я повторила я сама. Вот почему-то из всей толпы выбрали меня. К сожалению фоточек у меня нет. Если найду, покажу. Было весело. Правда тесто, как бы это сказать, резиновое что ли. Раскатывать его непросто, нужна сила. Наверное поэтому калачниками были мужчины.

Ручка, животок и губа

Тетушка принесла чай и угостила теплыми калачами. После прогулки, это место показалось раем))

Воссозданная по старинным чертежам двухподовая калачная печь. Топилась она березовыми дровами без коры для придания калачам особой белизны.

Музей находится в отреставрированном здании середины XIX века. Место отличное, очень рекомендую.

Это еще не все, что мы посмотрели в Коломне 😉

38 комментариев

Перейти полю для комментария

  1. интересное место!

  2. Мы были там в прошлое лето. Пили чай с калачом и смотрели представление:)))

    1. понравилось, да? мне прям очень, люблю такое

      1. Понравилось,но немного подпортил впечатления таракан:))
        Пробежал по столу,когда мы пили чай.

        1. офигеть… к счастью мы его не видели

  3. Интересный пост!
    Как тебе на вкус эти калачи? Что-нибудь напомнили, с чем можно сравнить?
    Пытаюсь почувствовать твой пост не только на взгляд, но и на вкус)))

    1. жевать устала 🙂 тесто же делается: мука, соль, вода — все
      ну добавляется чуть-чуть хмеля
      ни дрожжей, никаких заквасок, поэтому получается такой упругий кренделек
      не жесткий, а именно упругий, вот знаешь как багет, отдаленно напоминает
      я одним наелась, а народ требовал еще))

      1. очень необычный опыт) спасибо, что рассказала в деталях…
        Мне еще печь из поста понравилась… Как-то я поняла в чем секрет приготовления вкусной пиццы: ее делают в печи)

        1. вот в пиццах я не очень разбираюсь 🙂

          1. Ну я случайно заметила:)
            …как-то была в кафе во Флоренции и там подавали очень вкусную пиццу. Я вроде не любитель, но та, признаюсь, впечатлила.
            Так вот там же в зале стояла большая печь, где они ее делали…
            Я после почитала на эту тему: оказывается в печи температура что-то около 400 градусов. Конечно, в обычной духовке такой температуры не достигнуть… Немного расстроилась тогда)

            • Nefer к 25.11.2015 в 13:16
              Автор

            какая духовка?)))))

            вообще пиццу и принято готовить в печи 😉

          2. Re: какая духовка?)))))

            ну нет у меня печки!) так что только духовка.

  4. Какое место хорошее! И посмотреть и попробовать!)

    1. именно! 🙂

  5. Почему ручка: Гиляровский, «Москва и москвичи»:

    «В темноте тащится ночной благоуханный обоз — десятка полтора бочек, запряжённых каждая парой ободранных, облезлых кляч. Между бочкой и лошадью на телеге устроено верёвочное сиденье, на котором дремлет «золотарь» — так
    звали в Москве ассенизаторов.

    Обоз подпрыгивает по мостовой, расплескивая содержимое на камни, гремя на весь квартал. И тянется, едва двигаясь, после полуночи такой обоз по Тверской, мимо дворца…

    Обоз растянулся… Последние бочки на окончательно хромых лошадях поотстали… Один «золотарь» спит. Другой ест большой калач, который держит за дужку.

    — Динь… Динь… — раздается с каланчи звонок, и часовой поднимает два фонаря по блоку на высоком коромысле.
    — Какой номер? — орет снизу брандмейстер.
    — Третий, коло ниверситета,— отвечает сверху пожарный, указывая, где именно и какой пожар.
    «Третий» — значит огонь выбился наружу.
    Как бешеный вырвался вслед за вестовым с факелом, сеющим искры, пожарный обоз. Лошади — звери, воронежские битюги, белые с рыжим.
    Дрожат камни мостовой, звенят стёкла, и содрогаются стены зданий.

    Бешеная четвёрка с баграми мчится через площадь по Тверской и Охотному ряду, опрокидывая бочку, и летит дальше… Бочка вверх колёсами. В луже разлившейся жижи барахтается «золотарь»… Он высоко поднял руку и заботится больше всего о калаче..» Калач — это их специальное лакомство: он удобен, его можно ухватить за ручку, а булку грязными руками брать не совсем удобно».

    1. так и есть 🙂
      ручку потом отдавали собаке или коню, но ее мог попросить и нищий, отсюда выражение «дойти до ручки»

      1. а ведь она — самое вкусное!.. (*огорчается и жадничает*)

        точно так, как в хинкали я больше всего люблю хвостики 🙂

        1. ну ты даешь 🙂

          1. а слыхала такое:

            Вроде бы нехитрое дело — бублик, но, не зная рецепта теста и технологии, его не испечешь.
            Простое на вид изделие требовало кропотливого труда, терпения и отнимало много здоровья. Чаще баранками и бубликами занимались женщины: это подтверждает и словарь Даля — там есть только слово «бублейница», а мужского эквивалента нет.

            Делались баранки и бублики так: пшеничное дрожжевое тесто «натиралось», то есть вымешивалось до исчезновения пузырьков воздуха, раскатывалось в жгут, из него лепились колечки, которые варились в подслащенной воде, затем вынимались, подсушивались и пеклись.
            До появления тестомесильных машин тесто месили руками, ногами, а «натирали» порой, катаясь по нему голым телом.

            ОТСЮДА

            • Nefer к 25.11.2015 в 14:26
              Автор

            даже не знаю, что сказать… хорошо, что сейчас так не делают))

          2. а чо? открыть такой музей-театр… «только для взрослых»… устраивать шоу…

            вот интересно, бублейницы делали специальную эпиляцию или так… после пары партий баранок уж и не надо было?..

            ____

            …а ты знаешь дополнительную пользу от баранок?..

            Всё тот же Гиляровский (это Нашевсё для москвича!):

            «В банях мальчики работали при раздевальнях, помогали и цирюльникам, а также обучались стричь ногти и срезать мозоли. На их обязанности было также готовить мочалки, для чего покупали кули из-под соли, на которые шло хорошее мочало. Для любителей бралось самое лучшее мочало — «бараночное», нежное и мягкое, — его привозили специально в московские булочные и на него низали баранки и сушки; оно было втрое дороже кулевого».

            • Nefer к 25.11.2015 в 14:40
              Автор

            фуу

          3. хехе

            • Nefer к 25.11.2015 в 14:42
              Автор

            про бараночные мочалки как-то не поняла

          4. В бане моются мочалками.
            Владельцы бань закупали на рынке рогожные кули из-под соли. Эти самые мальчики — ученики банщиков, простынщиков и прочих банных работников — в два «небанных» дня в неделю выполняли всякие хозработы: мыли полы, счищали снег с крыши, выгребали золу из печей и т.д. В числе прочего — расплетали кули на лыковые волокна и связывали из них мочалки.

            А для нанизывания баранок и бубликов использовали жгуты, тоже лыковые, и это лыко было намного тоньше и мягче, чем рогожное. Поэтому и мочалки из него ценились выше и, соответственно, стоили дороже.

            «Самые древние мочалки из тех, что до сих пор использует человек – лыковые. Они сделаны из луба (мочала) – расщепленного и обработанного внутреннего слоя коры липы. Липовое лыко при распаривании становится мягким, шелковым. И такой же становится кожа после пилинга лыковой мочалкой.

            Ею мылись наши деды и прадеды. Обладает обеззараживающими и антисептическими свойствами, выделяет фитонциды. Стимулирует кровообращение и очищает кожу».

            • Nefer к 25.11.2015 в 19:42
              Автор

            теперь понятно, спасибо, что объяснил 🙂

  6. эвона как интересно! И здорово, что выбор «исполнителя» пал на тебя.
    А эта кухня — весь музей?

    1. разве это здорово? правда что ли? обычно я избегаю таких случаев
      кроме того, что видно на фото, есть еще столики, где все сидят
      можно подняться на второй этаж и смотреть с балкончика, но там тоже только столики
      на самом деле, есть еще подсобные помещения, но туда конечно не пускают, только тетушка ходит

      1. …не все же быть созерцателем. Иногда такое «пришлось взять удар на себя» прекрасным впечатлением остается.

        1. в данный момент жизни у меня больше созерцательное настроение

          1. бывает такое, знакомо

  7. ух ты! здорово как! 🙂

    1. да, вот так 🙂 завтра будет еще здоровее))

  8. душевно там было)

    очень))

    если еще поеду в Коломну — обязательно зайду)

    1. *жалобно так*

      фоточку бы мне
      хоть одну

      1. Re: *жалобно так*

        твои фото?))))

        я подумаю над твоим поведением……)))))

        1. чего?!

  9. Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Добавить комментарий