Ханты-Мансийск. Торум Маа.

Название переводится как «священная земля». Музей представляет из себя реконструкцию жизни и быта коренных народов. Входной билет стоит 80 рублей, плюс еще 20 рублей берут за фотосъемку. Если есть время, можно посмотреть для общего развития.

Музей находится посреди леса на горе. Присутствует атмосфера какой-то первобытности и нереальности. Хотя знаешь, что достаточно спуститься вниз по лестнице и тут же вернешься в цивилизацию. Каждый экспонат сопровожден поясняющей табличкой. Интересно, как все это выглядит зимой?

ПАРТ КОЛ — летняя кухня. Северные манси. Ханты-Мансийск, 2008 год. На заднем плане зимний дом. Ханты-Мансийск, 2000 год. Называется ТЭЛЫ КОЛ.

Вообще я там гуляла одна. Некоторые домики были открыты, можно было зайти внутрь. В зимнем доме я обнаружила тетушку, которая рассказывала двум мужчинам про обычаи и традиции. Постояла послушала. Это так странно. Совершенно другая жизнь, все по-другому. На протяжении всего повествования красной линией шла мысль: как они выживали в таком суровом климате?!

Детям в люльку подкладывали опилки, они хорошо впитывают влагу. По мере надобности подстилку меняли.

У рыбаков были непромокаемые плащи из рыбьей кожи, а лыжи охотников были подбиты мехом

Идем дальше. СУМЬЯХ — лабаз. Северные манси. Ханты-Мансийск, 2000 год. На заднем плане КЕР ВАРНЭ КОЛ — кузня. Обские угры. Ханты-Мансийск, 2010 год. Реконструкция кузницы XVI века на городке Эмдер. На табличке почему-то было написано именно «на городке».

Потом я спустилась вниз и нашла целый ряд различных приспособлений

Сруб для временного хранения мяса. Не очень понимаю, что означает указанный год и автор.

Ловчая яма. Северные ханты. Ханты-Мансийск, 2006 год.

Кулема на медведя. Восточные ханты. Ханты-Мансийск, 2006 год.

ВОРАЯН ХУМ СУМЪЯХСОВ — охотничий лабаз. Северные манси. Ханты-Мансийск, 2000 год.

Интересно было, не смотря на табличку, разгадывать, для чего же это могло служить? 🙂

Дальше шла серия ловушек: на лису, на соболя и на боровую дичь

Выглядит как груда дров. Не представляю, как с помощью этого можно было охотиться!

Вглубь леса уходила охотничья тропа. Сумерки были на подходе, ну нафиг, не пошла.

Вышла опять на основную поляну. В центре летний дом, как это называется в оригинале, смотрите на табличке, ибо в русском языке таких букв нет.

Сруб для останков медведя. Восточные ханты. Ханты-Мансийск, 1987 год.

Тут я увидела стенд и пошла в указанную сторону

Было так тихо, аж стало не по себе. Изредка раздавался какой-то непонятный треск, явно от живого существа. Мурашки забегали под моей пятислойной одеждой. Но это оказалась всего лишь белка, которая занималась заготовками на зиму 🙂

Все, спускаюсь вниз. По пути попалась еще пара строений, вот одно из них.

Я — Стерх,
Я — журавль,
Священная птица.
Я плачу —
Внимают мне все колдуны.
Я плачу-шаманю,
Священные мысли
И мудрое слово
В мой плач вплетены.

(из поэмы Ювана Шесталова «Клич журавля»)

Место необычное и своеобразное. Лучше перед посещением музея почитать что-нибудь по теме, дабы быть хоть немного подготовленным.

20 комментариев

Перейти полю для комментария

  1. как работали кулёмы и слопцы:
    http://zhevelo.com/view_post.php?id=264
    http://www.rgo-sib.ru/book/forest/33.htm

    любопытно, что кулёму на медведя ставили несколько раз: сперва снаряжали так, чтобы медведь мог безопасно взять приманку — 2-3 раза; и только потом, когда зверь привыкал, что тут ему ничего не грозит, снаряжали её уже в «боевое положение».

    1. о-о, спасибо
      как я не догадалась, что в интернете может быть схема и описание

    2. с кулемой более-менее ясно, но слопец — выше моего понятия

      1. (*объясняет*)

        Хлоп! Бац!

        и готово

        1. доходчиво!
          и юзерпик очень в тему 🙂

  2. Мммм… Авторы — Айпины. Не иначе родственники Еремея… :)))
    Замечательные фотографии.

    1. осспади, даже не сразу поняла, о чем вы 🙂

      1. Прошу прощения. Зашел по наводке товарища. Увидел знакомое имя на табличках на фото.
        Если что, как говорится, if not applicable, please disregard и все такое. :)))

        1. не очень харашо панимать инглиш, но хорошо, что зашли, заглядывайте еще 😉

            • atsman к 08.10.2014 в 16:47

            Окей!
            (*Осекшись*) Это ничего, что я по-английски ответил? :)))

            • Nefer к 08.10.2014 в 16:48
              Автор

            🙂
            а что за друг кстати? интересно

            • atsman к 08.10.2014 в 16:52

            Павел Александрович. Доктор Лектор. 🙂
            Я думаю, он ваш френд.

            • Nefer к 08.10.2014 в 16:52
              Автор

            ну да, ну да *кивает*

            • atsman к 08.10.2014 в 16:54

            Пардон. Глянул ваш профиль — у вас много френдов, и вы многих, должно быть, не знаете в лицо. Его зовут — в ЖЖ — phd-paul-lector.

            • Nefer к 08.10.2014 в 17:00
              Автор

            эт вы так сразу — хлобысь — и камень в мой огород 🙂
            http://neferjournal.livejournal.com/3522744.html
            http://neferjournal.livejournal.com/3643202.html
            http://phd-paul-lector.livejournal.com/642257.html

            • atsman к 08.10.2014 в 17:14

            Вот как? Так вы и татароватого племянника в лицо знаете! :)))

            • Nefer к 08.10.2014 в 17:20
              Автор

            како-ого?))

            • atsman к 08.10.2014 в 17:24

            Это я его так окрестил, любя. Больно он на татарчонка похож. :)))
            (*В сторону*) Просто у меня в роду татары, вот я и… Сорри, если что. Это ничего, что я по-английски выразился? :)))

            • Nefer к 08.10.2014 в 17:25
              Автор

            ))

  3. Ханты и манси строили лабазы по любому поводу. И священный есть и охотничий и для хранения продовольствия.

Добавить комментарий