Микрон. Часть 2.

Завод «Микрон» по уровню технологий и оснащенности является самым современным микроэлектронным предприятием в России. Это крупнейший производитель полупроводниковой продукции в СНГ и Восточной Европе. На предприятии производится более 500 видов микросхем и полупроводниковых изделий. 20% идет на экспорт. Продукция поставляется даже в Китай, что крайне удивительно было услышать, во всяком случае для меня.

«Микрон» входит в состав концерна «Ситроникс», который сотрудничает с франко-итальянской компанией ST Microelectronics (STM). В 2007 году была оборудована так называемая «чистая комната», это стерильное помещение для производства микросхем и электронных чипов. Приглашаю заглянуть в уникальное место.

В этой комнате созданы все условия, чтобы туда не попадали пыль, микробы и прочие частицы. Воздух полностью меняется в течение 30 секунд. В случае отключения от электропитания включается аварийный генератор.

Вход в «чистую комнату» разрешен только в специальном костюме. Смена длится от 8 до 12 часов. Мы были ночью. Наблюдаем из буферной зоны.

Отверстия в столах и в полу позволяют воздуху свободно циркулировать и избегать ненужных завихрений. Потолок состоит из кондиционеров, и воздух идет сплошным потоком сверху вниз.

В буферной зоне пол также «дырявый». Мы обошли «чистую комнату» по периметру.

Оранжевые кассеты. Бывают еще белые. Предназначены для разных целей.

Стол с дырочками. Кстати, предметы в «чистой комнате» передвигать нельзя, можно только переставлять.

Давление в этой комнате немного повышено, микробов нет, все это не очень хорошо для здоровья человека, но производство не считается вредным

Гигантский лифт! Едем вниз. Лифт едет настолько плавно, что движения не чувствуется. Сказали, что это важно. А еще пол лифта совмещается с полом этажа с точностью до милиметра.

На одном из складов стояли бочки с кислотой, а по потолку шли трубы, в которых были пероксид водорода, гидроксид калия, азотная кислота, фтороводородная кислота, серная кислота. Мне сразу представились боевики с элементами фильмов ужасов 🙂

Помещение для подготовки деионизированной воды

Из 2,7 л обычной воды получается 1 л деионизированной. Вот в этом белом столбе собственно все и происходит.

Для обеспечения 1 м «чистой комнаты» нужно 5-10 м вспомогательных помещений. То есть если площадь «чистой комнаты» составляет 2000 кв. м, то еще более 10 000 кв. м занимают производства, их обслуживающие.

Вот нам что-то рассказывают. Я все пропустила мимо ушей, если честно, я и так была под впечатлением, а тут еще кругом всякие трубочки с опасными веществами.

Фтороводородная кислота — страшная штука!

По-моему колоритненько — шланги, трубочки. Все это кругом и везде, справа, слева, над головой. Обозначены лишь дорожки, по которым можно перемещаться.

Экстренный душ

Экстренный умывальник

Компьютерная комната, где происходит управление всеми этими системами

Идем ко входу в «чистую комнату». Первое, что встречается это липкий коврик.

Здесь работники переодеваются в свои антистатические костюмы. Припоминаю что-то про ткань с использованием углеродной нити. Вообще была куча информации, все запомнить не смогла.

После пятидесяти стирок костюм списывается

Вход в «чистую комнату». Там расположен стеклянный герметичный отсек, в котором происходит обдувание чистым воздухом.

Скамейки поставлены специальным образом, чтобы попасть в чистую зону можно было только перешагнув через нее

Всякие вспомогательные прибамбасы: изопропиловый спирт, перчатки, антистатическая салфетка, маски, шапочки

Вот как раз у одного из работников закончилась смена. Мы с интересом наблюдали как гусеница превращается в бабочку из комбинезона вылезает человек.

Потом один из участников нашей группы вызвался попробовать спецкостюм на себе. Одеваться начинают с головы, чтобы пыль и прочие частицы не попали на костюм. Волосы убираются под шапочку.

Потом одевается маска. Курящих на работу принимают очень неохотно, даже сказали, что стараются не брать на работу курильщиков. Но бывает, что уже работающие вдруг обзаводятся пагубной привычкой. Эти люди одевают две маски. Также по нормам производства работники должны быть без косметики.

Последний этап — обувь. Один сапог одевается, и нога перекидывается на чистую территорию.

Потом тоже самое со второй ногой. Обратно в том же самом порядке.

Есть зеркало и картинка над ним. Можно взглянуть на себя перед входом в «чистую комнату», чтобы проконтролировать все детали внешнего вида.

Прям Гагарин блин 🙂

Но ему разрешили только понюхать воздух «чистой комнаты» 🙂

Еще несколько фактов и подробностей.

В обычной жизни нас окружает около 300 микросхем. Компьютер, калькулятор, мобильный, кулер с водой, кондиционер и прочие устройства — все содержат микросхемы. Здесь — 30, там — 25, в итоге набегает цифра 300, это в среднем.

В прошлом году в партнерстве с государственной корпорацией РОСНАНО и франко-итальянской компанией STMicroelectronics начат проект по созданию производственной линейки интегральных схем на основе наноэлектронной технологии с проектными нормами 90 нм на пластинах диаметром 200 мм. Это соответственно еще мельче, чем технология 180. Микрочип размером 180 нанометров — это топологический уровень 0,18 микрон, 90 нанометров — 0,09 микрон, это я теперь знаю. Нанометр меньше миллиметра в миллион раз! Представить все это сложно. В обычный микроскоп не разглядишь даже, нужен специальный прибор.

Если все будет развиваться дальше примерно такими же темпами как сейчас, то лет через 15 транзисторов в микросхеме будет столько же, сколько нейронов в человеческом мозге.

Японцы люди продвинутые в области электроники, они изобрели экзоскелет. Это специальный каркас для увеличения мускульной силы человека. Все это конечно еще несовершенно, пока еще идут исследования и усовершенстования, но для людей с ограниченными возможностями (проблемы с опорно-двигательным аппаратом) это просто спасение.

Также идут разработки приспособлений для восстановления зрения. То есть грубо говоря перекодировка видимой картинки в понятный могзу код. Люди с таким «искусственным зрением» различают мутные контуры, правда изображение воспринимается как черно-белое. Но это все же лучше, чем слепота.

Вот такие новости, друзья. Я вообще в некотором шоке.

114 комментариев

Перейти полю для комментария

  1. я ж говорил, там интересно будет 🙂
    спасибо за репортаж!

    1. на самом деле все быстро и скомкано получилось, я бы подольше погуляла-посмотрела-порасспрашивала

      1. охотно верю)

      2. 🙂

        Ох что то это мне напомнило… Просто я был в руководстве Ситроникса…
        Как то ВВ ПУ проводили такую же демонстрацию… Лично с ним я не ходил. Но демонстрацию готовил…
        Тем, кто любит колбасу и политику, не надо видеть как делается ни то ни другое
        Спиливание китайских брендов с аппаратуры и наклейка поверху своего логотипа…
        Демонстрация «чистой комнаты» в которую только вчера нагнали людей…
        Да ну, клоунство сплошное… Белые коридоры, чистые трубочки с кислотами…
        Вы бы поинтересовались — а что именно там делается? Процент брака, оптимизация техпроцесса, накладные расходы, сравнение с тем что выпускается СЕЙЧАС ТАМ… Кино Вам показали… как показывают всем 🙂

        Вы про Квант еще расскажите… Он же через забор почти. Как его весь сдали по кускам в аренду, и впервые за десяток лет получили прибыль. Как сгорело японское оборудование, чему были только рады — не надо голову ломать, чем его грузить…

        Show Must Go On

  2. И как тебе наш славный город?

    1. как будто я там впервые 🙂

  3. А я уж думал что у нас такого не делают, все в Китае. Рад. И вообще, интересно.

    1. я думала, что у китайцев своего такого дофига, но видимо чего-то не хватает
      кстати, японцы тоже что-то покупают, но мизер конечно

    2. Делали всегда — технологии были слегка другие. Во время ссср таких заводов было 5, насколько я знаю.

  4. ты столько фото с разных заводов и репортажей с различных производств размещаешь! тебя в промышленном шпионаже еще не обвиняли? 🙂
    прикольный рассказ

    1. ха ха, наоборот приглашают теперь 🙂 что приятно

  5. очень интересно… С ума сойти, работенка — весь день в костюме и в маске..

    1. да… но они как-то не жалуются, увлеченные люди
      кстати, платят судя по всему неплохо

  6. интереснейшая экскурсия!
    Порадовали трубки с кислотами, не хотел бы я там находиться, если ее прорвет))

    1. во-во 🙂 я и говорю, прям сценарий нарисовался, как злодей стреляет и попадает в трубу и начинается хаос…

  7. Отличный репортаж!!

    1. спасибо
      первую часть видел?

      1. Неа, прошляпил.

  8. а зачем экстренный душ?

    1. на всякий случай, мало ли что

  9. Что именно они поставляют в китай не рассказали???

    А 90нм — это технология прошлого века….

    1. это секретная информация
      как только кто-то пытался углубиться в условия контрактов, разведывание информации сразу же пресекалось
      что касается «технологии прошлого века», то есть уже и мельче естественно, но проблема не только в том, чтобы создать, нужно еще повторить это же самое миллионы раз
      между прочим, когда Россия вышла на топологический уровень 0,18 микрон, она стала седьмой страной в мире, обладающей подобной технологией, кроме нас еще Франция, Германия, США, Япония, Тайвань и Сингапур
      а 32 нанометра вообще 5 фабрик в мире!

      1. Жаль, интересно что китайцы у нас такогозакупают, что сами не в состоянии понашлёпать? Музейные экспонаты чтоль.

        А стран будет немного, потому как тот же сингапур с тайванью заваливает весь мир данной продукцией.

        1. да уж, скептицизм так и сквозит…

          1. Просто как человек, который лет с 12 возился с паяльником в руках могу сказать, что по электронике где-то в начале 90х наши отстали. Да, возможно они и делали высоконадежные чипы, только размеры, вес и энергопотребление у нашей электроники адское, достаточно вспомнить совецкие цветные телевизоры, с дистанционным управлением пинком ноги.

            • Nefer к 28.09.2010 в 07:46
              Автор

            мы же сейчас не про 90-е говорим

          2. Ширпотреб не был лучшей стороной в СССРе… А то что клепали НЕ ширпотреб — было вполне на уровне… Ну а дальше Горбачем, бориска — и привет… Кстати, даже если вы захотите купить последние разработки — вам их просто не продададут — бо есть такая буква как поправка Веника в пиндустане, и что то аналогичное в ерожопе..

            • aregus к 03.06.2011 в 12:04

            Мне преподовал 70 летний дедущка который всю жизнь проработал в области производства микроэлектронике, он объяснял почему СССР начала всасывать еще во времена внедрения СБИС повсеместно.

            Нельзя делать хороший штучный товар не делая хороший ширпотреб, первое без второго не бывает.

          3. Нельзя делать хороший штучный товар не делая хороший ширпотреб, первое без второго не бывает.
            —————
            Ошибаетесь бо это никак не коррелирует.

            • aregus к 03.06.2011 в 18:34

            Ошибаетесь вы

          4. ну да… Гуглим буквы «Буран» и думаем…

            • aregus к 04.06.2011 в 04:52

            2 полета, у Шатлов сколько? Цена разработки Буранов знаете? Короче говоря Буран такое же неэффективное гавно как и жигули.

          5. Гы
            1. это говно умело содиться в автоматическом режиме с 1 дня, в отличие от пендосовских шатлов которые этого никогда не делали
            2. Речь насколько я помню шла о уникальном — буран уникален. Станция Мир — уникальна, ан 225 — уникален, система энергия — уникальна и тд и тп…
            3. Вообщем гуглить до просвятления…

        2. Китайцы покупают в основном RFID и схемы управления питанием. Это емкие рынки, там места хватает, тем более, что Микрон на рынке ЮВА уже лет 20 работает: торговые представительства, клиенты.

      2. маленькое занудное уточнение про топологические уровни
        сложность в освоении 90нм топологии в нашей стране не физическая, а куда больше юридическая, потому что список стран, где разрешено производить микросхемы такой топологии (и поставлять оборудование для их производства), регулируется законодательно.

        1. ого… в презентации этот момент упустили
          а откуда такие сведения?

          1. сейчас не смогу найти материалы по теме, ибо соображаю уже фигово
            просто знаю факты:
            1. есть запрет на экспорт из США технологий производства микросхем последнего поколения куда-либо, кроме разрешенного списка
            2. есть запрет на участие инвесторов из определенных стран (арабские страны как минимум) в инвестиционных проектах, связанных с высокими технологиями
            3. изначально оборудование для 180 мм было закуплено в Зеленоград из Германии с модернизируемой в тот момент фабрики АМД и предназначено оно было для выпуска 130нм топологии, но в силу 1 и 2 пункта разрешение удалось получить только на 180нм

            по факту все это упирается чуть ли не в законы времен холодной войны и в нынешнюю параноидальную борьбу пиндостана с терроризмом и антипиндосскими тенденциями в мире

            • Nefer к 28.09.2010 в 18:40
              Автор

            ну к счастью не только у США есть такие технологии, это раз, я писала, что наши с французами сотрудничают
            а насчет АМД хочу сказать, что эта… у них нет фабрик

          2. на момент покупки оборудования у АМД еще были фабрики (они выделили производство в отдельную компанию уже после этого)
            США имеет достаточно экономических механизмов, чтобы продукция, выпущенная по тонкому процессу «не теми людьми», была невостребована на рынке

          3. вы путаете Микрон с Ангстремом. Ангстрем закупил оборудование на 130 нм с фабрики AMD в Дрездене, но так ничего и не построил. Микрон закупил 180 нм и STMicro, построил, запустил, а сейчас строит 90 нм.

          4. упс, действительно перепутал
            а с другой стороны и STMicro и выделенная из AMD Globalfoundries участники одного технического альянса под предводительством IBM 🙂 так что ноги там везде растут из общей задницы 🙂

          5. Все верно, ниже поправили. АМД — не проект микрона. Технологию Микрон покупал у STM, но только технологию, а не оборудование. А оборудование собирал и закупал непосредственно у производителей оборудования, больше всего среди них, конечно, американцев. Но все разрешения на экспорт поставщиками оборудования получены, нет проблем и для 90 нм.

          6. Девушка, вы все перепутали с 180-130 и АМД.

            Есть еще предприятие Ангстрем — там же неподалеку от Микрона. Вот оно и покупало оборудование для 130 нм у AMD, а Микрон изначально покупал 180 нм у STM.

            О, блоггер, кстати, ради прикола не желаете выяснить, где находится то самое амдешное оборудование для 130 нм?

            • Nefer к 01.10.2010 в 13:10
              Автор

            *шепотом* это не девушка

          7. Гуглим поправку Джексона Веника, которую до сих не отменили. Аналогичное есть в еврожопе. И много других ограничений…

      3. А вы случайно не спросили, КОГДА РОССИЯ ВЫШЛА на этот самый 180 нм уровень? И еще: а кто до этого поставлял чипы для карточек Московского метро? Случайно не NXP? Кхм… упс, а NXP вроде как и не США, и не Германия, и не Франция и не Япония с Китаем и Сингапуром…

        1. нет, ничего такого мы не спрашивали, только слушали, что рассказывали
          это вы ехидничаете так?

          1. ну, можно и так сказать. Микрон про то, что Россия городо вошла в семерку еще пару лет назад объявил, когда никакого производства по 180 нм и в помине не было, а были ли бравые рапорты в СМИ и в Кремль об этом. В первый раз отрапортавали об открытии производства еще в конце 2007 года, кажется. Сам иванов ленточку перерезал. Правда тогда даже чистой комнаты не было готово, не говоря уже о самом производстве, только кого это волнует, не так ли?

            Только мне кажется,ч то это Иванов ехиндичал тогда, а я не я сейчас.

    2. В прошлом веке технологии 90 нм еще не было 🙂

      Хотя если придираться, то рассказ (обе части) смешной.

      1. смешной? ну ладно хоть смешной
        хотя это наверное вам «со своей колокольни» так кажется, я тоже, когда про разные области читаю, в которых я разбираюсь меня тоже многое забавляет

        1. Да вы не обижайтесь. Я вас прекрасно понимаю. И понимаю, что вы не виноваты в том что вас дурят.

            • aregus к 03.06.2011 в 12:11

            Сорви покровы- интересно

  10. Чистую комнату я у нас на работе видел один раз, там, правда, специфика несколько другая.
    А вот зачем нужен сверхплавный и сверхточно позиционирующийся лифт — не понял. Там не объяснили?

    1. что-то там с перемещением материалов и продукции связано, я уже не воспринимала информацию если честно, уже за час ночи перевалило…

      1. А, понятно, наверное на тележках возят кремниевые «вафли», и точно совмещают пол, чтобы на стыках не расколотить.

        1. На самом деле там «чистая комната» на двух этажах расположена. Такой лифт (грузовой) нужен был, чтобы поднимать оборудование на второй этаж. Оборудование супер-прецизионное, с ним нужно очень аккуратно обращаться.

          1. А, вот оно как.
            Просто меня смутило, что лифт в «грязной» зоне.

          2. В чистой зоне тоже есть «чистый лифт», но он не грузовой.

            • Nefer к 28.09.2010 в 12:26
              Автор

            точно! про два этажа-то забыла совсем…

    2. а «чистую комнату у нас на работе видел» — это где?
      если не секрет

        1. от блин

          1. Это удивление, восхищение, негодование или отвращение? :))

            • Nefer к 28.09.2010 в 07:57
              Автор

            это удивление 🙂 и в какой-то мере даже восхищение наверное
            это вот здесь находится, да? http://neferjournal.livejournal.com/2027867.html

          2. Уф, отлегло :))) Да, это здесь, только здание с лозунгом уже давным-давно не наше — это теперь Институт молекулярной генетики РАН. А на второй фотке за головой наши здания, но это только вершина айсберга 🙂

  11. класс))) Спасибо! Особенно понравился процесс съемки облачения в спецкостюм и фото Гагарин =) Ко всяким нанотехнологиям я тут уже привыкла и другим интересным веществам. Надо собраться и написать фоторассказ про свою лабу, у меня там настоящие самолеты и вертолеты стоят, а так же детали самолетов. Кстати, насчет каркасов и прочего — мы сейчас занимались специальными материалами, которые обладают эффектом памяти формы — они используются про моделировании искусственных мышц, во как!

    1. погоди погоди, какого ж размера лаборатория, если настоящие самолеты-вертолеты стоят?

      1. Ну самолеты не Боинги 747, но парочка истребителей есть и пара вертолетов. Вот такая большая лаба!

  12. ух тыыы

  13. а есть шанс попасть на подобную экскурсию?

    1. скорей всего нет, это был эксклюзив, нас было всего восемь человек, по специальному приглашению

  14. Можете ещё дополнительно прочитать о том как устроена чистая комната на Микроне

  15. Занятно. Кстати на чайную фабрику не выйдет. Но зато я напоролась на Маркина с его чаем, это еще более любопытнее

    1. я не в курсе про Маркина, кто это?

      1. Певец Владимир Маркин, который поет — я готов целовать песок по которому ты ходила…Очень удивилась узнав что чаем занимается. Тока это странно, ибо созвучно с Майским, но якобы чай с муз диском распространяет

  16. >> Нанометр меньше миллиметра в тысячу раз. Представить все это сложно. В обычный микроскоп не разглядишь даже, нужен специальный прибор.

    В миллион раз. Метр — миллиметр — микрометр — нанометр и т.д.

    1. ок

  17. И таки да. Микрон нынче не впечатляет. Даже в 90-е, когда я учился на инженера, те чипы, что стояли у нас в коробках выглядели гробами с ручками по сравнению с тем, что шло в японской и американской аппаратуре. А каталоги зарубежных микросхем открывать — только расстраиваться.

    1. то есть вы думаете, что все также и осталось как в 90-х? 🙂
      вы судите по тому, как было 20 лет назад? или речь все же о современности?

      1. Современность — это процесс, прогресс, гонка. Если в 90-х мы отставали лет на 10, то сейчас лет на 20, только и всего. 🙂

        1. вы не правы

          1. В чем? Что современность — это гонка технологий и кто отстал, тот лох? не думаю

            Или в цифрах отставания? Ну, тут может преувеличил лет на пять, но не белее. Я сейчас немного не в теме, но лумаю, правильно оцениваю ситуацию в целом.

            Просто вам буквально вчера показали таинство превращения обычного песка в чип для трамвайного билетика и вы в восторге, а я эти штуки несколько лет когда-то изучал. Но если говорить без измерения длины кармы, то просто выясните для себя один вопрос: размеры инвестиций в микроэлектронику за последние 20 лет в таких странах как США, Европа, Китай, Индия, Япония в сравнении с Россией. А потом задайте себе тупой вопрос, можно ли догнать и перегнать при такой разнице?

            И что там производит нынче наш Микрон? RFID, смарт-карты? По сути достаточно простые чипы. ЦАП/АЦП? Прошлый век и не самая высокая степень интеграции требуется. Микросхемы управления питанием? Это вообще смешно.

            • Nefer к 29.09.2010 в 13:27
              Автор

            давайте я не буду вас переубеждать, мне все равно, что вы думаете, позволю и дальше упиваться вам правильностью своего мышления, вы же и так все лучше всех знаете 🙂

          2. Думать самому вредно, да? :)))

            • Nefer к 29.09.2010 в 13:44
              Автор

            нет, не стоит быть зашоренным и мыслить так категорично 😉

  18. Отличный репортаж!
    А очкариков, на работу в чистой комнате, берут??

    1. ой… что-то никто не поинтересовался даже, не могу ответить точно

    2. Берут — это не проблема )Очки — не такой уж источник пыли, но лучше обработать перед входом в чистую комнату )

      1. А чем обрабатывают?

        1. IPA — Изопропиловым спиртом

  19. Спасибо, фотки интересные, комментарии к ним не очень, особенно сумбурные «факты и подробности»

    Вообще обычное такое производство, по техпроцессу так и вовсе отсталое, 90 нм — самый отработанный техпроцесс, по сути вчерашний, даже позавчерашний день, а у нас его только осваивают. Вот от чего надо быть в шоке. 32 нанометра уже в массовом производстве.

    > Продукция поставляется даже в Китай, что крайне удивительно было услышать, во всяком случае для меня.

    На кой оно Китаю непонятно, там своё делают дешевле и лучше. Это как ладу-калину в Германию продавать, хотя там есть чудаки, которые на них катаются.

    > Если все будет развиваться дальше примерно такими же темпами как сейчас, то лет через 15 транзисторов в микросхеме будет столько же, сколько нейронов в человеческом мозге.

    оптимистичный прогноз — сейчас их миллионы, нейронов — несколько миллиардов. Теоретический предел для размера транзистора уже близок — порядка 10 нм. Увеличивать же число транзисторов за счёт площади кристалла слишком дорого, и не всегда возможно

    > Японцы люди продвинутые в области электроники, они изобрели экзоскелет.

    Это вообще каким боком к «Микрону»? Эдак можно про любой электронный девайс смело писать. Хоть про айфон. А экзоскелет и у американцев есть, разрабатывают в первую очередь для военных, а уж потом для инвалидов.

    > Также идут разработки приспособлений для восстановления зрения.

    Тоже как-то непонятно, к чему оно тут. Лучше б лекцию на диктофон записали, рассказали бы, людям интересно было бы почитать, ну или справочку коротенькую про планарную технологию или её историю, было бы в тему и интересно.

    1. я не буду отвечать вам, вы и так все лучше всех знаете, правда ведь? 🙂

      1. ну как-бы помягче сказать, я по образованию микроэлектронщик, так что получше многих.

  20. Нет, это потрясающе, чесс слово!!! Смеялся от души!

    Вот это просто шедевр:

    «В обычной жизни нас окружает около 300 (!!!) микросхем. Компьютер, калькулятор, мобильный, кулер с водой, кондиционер и прочие устройства — все содержат микросхемы. Здесь — 30, там — 25, в итоге набегает цифра 300, это в среднем.»…

    О чем речь!!? Почему 300? Что, куда набегает!!!? Здесь — там… :))))))))
    Девушка вы вообще знаете, что такое микросхемы?
    Рекомендую почитать хоть, что-нибудь о них, прежде чем писать.

    В целом я согласен с direqtor, только хочу немного его поправить.

    В области электроники мы отстали не на 20 лет, как он пишет, а навсегда.

    1. наверное вы очень умный

  21. Спасибо что уделили время высокотехнологичному производству.
    Не мой профиль, но в теме.
    Микрон занял ту нишу рынка, которую смог занять. Хорошо что хоть что то еще может.
    Есть предприятия более высокотехнологичные в том же Зеленограде.

    В целом соглашусь с reshell.

    P.S. По отзывам людей, которые там работают, все отнюдь не так прекрасно как Вы описали.

    1. я не работаю там и пишу то, что было на презентации
      reshell слишком категоричен и написал ерунду
      а какие заводы есть в Зеленограде, которые вы считаете более высокотехнологичными? хочу знать

      1. Я понял что Вы там не работаете.
        reshell прав с точки зрения технологий. Но не прав с точки зрения экономики. Не все что можно произвести можно продать…
        Хотя в Микрон деньги влили огромные. Выход ну очень слабенький…

        Лично я считаю наиболее высокотехнологичным эту контору http://milandr.ru
        Но полный цикл в РФ они не производят. Основное производство в Китае.
        Но в РФ (в Зеленограде) у них дизайн-центр (инженеры которые все разрабатывают).
        Они по крайней мере делают контроллеры семейства ARM (в т.ч. Cortex-M3 очень много их используется по всему миру в т.ч. в бытовой электронике) хоть и не последних серий. И цифровые сигнальные процессоры (DSP).
        Но ни один нормальный инженер на их продукцию не заложится в т.ч. из-за цены(обусловленной в т.ч. малыми объемами производства). В основном идет их продукция на перспективную оборонку на сколько я знаю.

        Еще есть подразделение этого гиганта http://www.freescale.com Но оно вроде было сильно сокращено из-за кризиса.

        На Микроне, Миландре и Freescale работают знакомые. Попрошу их отписаться.

        1. давайте давайте, было бы интересно

      2. В Зеленограде есть производство зондовых микроскопов http://www.ntmdt.ru
        Ну это скорее производство научных приборов, но все-таки… Очень успешная российская компания, кстати. Наверное, самая успешная, которую я только знаю из тех, которые что-то делают, а не газ с Родиной продают.

        1. И там тоже знакомые работали 🙂
          Согласен с Вами. Но насколько я помню им в этом помог задел сделанный еще в СССР.

  22. Года 3 назад был на заводе «Интеграл» в Минске. Тоже музей, множество трубочек с кислотами и чистая комната. Действительно, после посещения остаешься под впечатлением от всего увиденного и услышанного. Спасибо, что напомнили…

    1. я бы тоже на Интеграл сходила
      а фотки есть?

      1. Фото к сожалению нет. Фотоаппараты пришлось оставить за территорией завода.

  23. а зачем герметичность? воздух идет потоком сверху вниз, вот если там на потолке такое же, тогда я еще понимаю
    или я что-то не так поняла

  24. Повторюсь, «Горький опоздал»

    Увы, эти технологии даже в Таиланде не используются.
    90 нм — до свидания!
    «Вот в этом белом столбе собственно все и происходит.» — единственно искренняя фраза, кстати, написанная не в соответствии с правилами русского языка. Но за 0,18 микрон это прощается.

    1. спасибо, приходите еще

  25. очень интересно! чем-то напоминает боксы в гематологической клинике=) и одеваются, как хирурги — ни дай бог грязными руками возмьешь что-то: «Мыться!»

    1. не сразу поняла, что за гематология, пришлось спрашивать у Яндекса

      1. ой, извиняюсь, надо было сразу объяснить

        1. я сразу подумала, что с Гематогеном что-то связано 🙂

          1. прально, корень один — «кровь» =)

            • Nefer к 13.10.2010 в 17:46
              Автор

            ну да
            и гематома тоже

          2. yeap!

Добавить комментарий