Тальцы (продолжение)

Первая часть про эвенкийское и тофаларское стойбища здесь. Продолжаем осмотр архитектурно-этнографического музея. В Тальцах собраны деревянные постройки малых городов и сел Иркутской области, попавших в зону затопления при строительстве Иркутской ГЭС. Ранее существовало крупное село Тальцы, однако после образования водохранилища основная его часть была затоплена. Музей устроен на возвышенности.


Стена Илимского острога с Большой Спасской проезжей башней и Казанской привратной церковью, вид сзади. Ниже есть другие фотографии данного объекта.

Группа иностранцев. Они особенно любят посещать Байкал, а по пути заехать в Тальцы. На фото ворота усадьбы «Сотая». Дом относят к концу XVIII-началу XIX веков. Объект привезен из села Бельск Черемховского района Иркутской области в 1973 году. К этому времени дом был уже нежилым, имя владельца забыто. Для простоты обозначения его стали называть «усадьба Сотая», так как в Бельске она числилась под номером 100. Усадьба состоит из дома-связи, разделяющего чистый и хозяйственный дворы. Чистый двор мощен досками, в нем находится одноярусный двухкамерный амбар, примыкающий к нему амбар-кобрик (ледник) и высокий навес для хранения различного инвентаря. Хозяйственный двор формируют двухкамерная стайка с поветью и завозня — навес для хранения сельскохозяйственного инвентаря и средств передвижения.

Фрагмент усадьбы

Внутри продаются сувениры

Повсеместно эксплуатируется образ нерпы

Усадьба псаломщика, середина XIX века. Дом вывезен из деревни Едарма (Усть-Илимский район Иркутской области) в 1988 году. Изба представляет собой клеть с прирубленными к ней сенями. На чистом дворе размещается трехкамерный одноярусный амбар, на скотном дворе находится стайка с поветью.

В начале XX века типичный причт на территории Иркутской губернии состоял из священника и псаломщика. Псаломщиком мог быть человек как окончивший семинарию, так и без образования. Обязательным для псаломщика было наличие сильного, звучного голоса. Как правило в псаломщики шли грамотные верующие крестьяне. В их обязанности наряду с чтением и пением на клиросе входило также ведение церковного делопроизводства. Очень часто кроме своих прямых обязанностей псаломщики преподавали в сельских школах Закон Божий, церковно-славянский язык и церковное пение. За труд им полагалось жалованье, которое было невелико, в 1890-е годы оно составляло около 100 рублей и 84 пуда хлеба в год.

Волостное правление

Казанская церковь Илимского острога. Памятник истории и архитектуры республиканского значения. Построена 1679 году, вывезена из села Илимск Братского района Иркутской области в 1970-м. На фото вид спереди и сзади.

Стена Илимского острога. Спасская проезжая башня, 1667 год. Можно войти внутрь.

Честно говоря, уже не помню, что это. Явно что-то пенитенциарное.

Церковно-приходская школа, 1885 год. Село Кеуль (Усть-Илимский район Иркутской области). Официально правила о ЦПШ были приняты 13 июня 1884 года. Целью обучения в них ставилось: «утверждать в народе православное обучение вере и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные сведения». Обучение было большей частью бесплатным, а значит доступным всем социальным группам. В подобных школах обучались мальчики и девочки, русские и инородцы, православные и иноверцы. Учебный процесс строился с учетом традиционного крестьянского календаря. Занятия начинались не раньше 15 сентября и заканчивались 1 мая. В одноклассной с двухлетним курсом школе преподавались: Закон Божий, русский язык, арифметика, отечественная история, литература, география, ботаника, зоология и другие предметы. Также обучали рукоделию, ремеслам, пению и даже гимнастике. Учителями в сельских школах становились выпускники уездных училищ или преподаватели, закончившие учительские семинарии. К началу ХХ века 51% преподавателей сельских школ Иркутской губернии составляли женщины. Помещение для проживания учителя обычно находилось в самой школе.

Чуть дальше деревня-малодворка. Это характерный тип первых русских поселений в Приангарье XVII — начале XIX веков. В такой деревне могло быть от двух до шести дворов. В музее представлена улица с односторонней застройкой, типичная для деревни ангаро-илимской таежной зоны.

Усадьба Якова Непомилуева дает наиболее яркое представление о хозяйстве и быте крестьянина среднего достатка. Дом привезен в 1971 году из деревни Гарменка Братского района Иркутской области. Он построен по типу «связь», то есть два сруба по торцам соединены сенями. Срубы представляют собой избу и горницу. Изба — редчайший образец жилого зодчества Сибири XVIII века. Она отапливалась «по-черному», о чем свидетельствуют высокие закопченные потолки и волоковое окно в стене, через которое выходил дым. Второй сруб — горница — был пристроен позднее, он относится к XIX веку. Тесовая кровля дома устроена на потоках и «курицах» с венчающих их «коньком». Вся конструкция крыши выполнена без гвоздей. К сеням пристроены два крыльца: «красное», ведущее на передний двор, и «черное» — на хозяйственный. Передний двор вымощен досками. Хозяйственные постройки расположены по периметру усадьбы и соединены мощным забором — заплотом.

Обратите внимание на дверной проем, он низкий и квадратный по форме!

Церковь Троицы Живоначальной из деревни Дядино Жигаловского района. Год постройки: 1914.

Тут я поняла, что у меня передоз и надо сделать перерыв. Тут как раз попалось маленькое кафе с блинами и облипиховым чаем.

Наконец я дошла до бурятской зоны. В тот день меня ожидало открытие: оказывается юрты бывают не только войлочные, но и деревянные!

Юрта-летник. Конец XIX — начало ХХ века. Прибыла в музей в 1980 году из улуса Алангунский (Ольхонский район Иркутской области). Это юрта молодой бурятской семьи. Экспозиция характеризует основные моменты жизни бурят, связанные с созданием семьи, с рождением и воспитанием детей. Каждый бурят, достигнув 20-летнего возраста, старался жениться и обзавестись собственным жильем. Вплоть до начала ХХ века западные буряты сохранили традиции древнего свадебного обряда. Рождение ребенка в бурятской семье было большим событием. Его окружали любовью, заботой. По представлению бурят маленькому человеку угрожало множество злых духов, для защиты от которых применялись специальные детские обереги. В качестве ночного сторожа души стремились держать в юрте прирученного живого филина, а если его не было, то хотя бы пучок его перьев. К люльке подвешивались или клались рядом острые железные предметы — топор, коса, нож, которых согласно поверьям боялись злые духи. Для сохранения жизни и здоровья ребенка буряты часто прибегали к помощи шамана и различным магическим церемониям, обрядам, искупительным жертвам.

Все, здесь уже опять река. Кстати, место очень живописное. Внизу, у воды установлена летняя сцена, наверное проводятся какие-то мероприятия.

Общий вид на бурятский улус

Что касается Троицкой церкви, с ее появлением в музее связана одна история. В начале 1990-х в Тальцах снимался советско-японский фильм «Сны о России». Для этого за счет японских кинематографистов церковь была перенесена на территорию музея и временно установлена без канонической ориентации алтарем на восток. Как известно, нет более постоянного, чем временное. Пока стоит так. Но в планах музея перенос церкви на другое место и установка ее в соответствии с христианской традицией.

Чтобы попасть к выходу надо преодолеть тот же самый путь в обратном направлении. Деревянные качели установлены в деревне-малодворке. Дальше мимо стены Илимского острога и древних стойбищ по лесу к домику кассы.

Канонический вид. Изображение Илимского острога узнаваемо и присутствует на большинстве сувенирной продукции.

А еще в Тальцах мне попалась продукция семейной мануфактуры «Байкальский травник». Я взяла визитку и напишу об этом отдельно. Не упустите возможность приобрести сборы из лекарственных трав и лечебные чаи. Они благотворно влияют на организм, мы уже опробовали.

11 комментариев

Перейти полю для комментария

  1. Красиво!

  2. я прежде покупал всякие травяные чаи сибирские и кавказские, чтоб в баню заваривать, в специальном отделе в ТЦ на Петрозаводской, но они прогорели…

    1. я люблю травяные чаи, у меня всегда дома достаточно большая коллекция, но всегда покупаю по случаю, в этот раз взяла сбор № 20 при спазмах сосудов головного мозга, как увидела его, поняла, что прям точно для Сережи, он пропил и одобрил, маме привезла кедровый чай и нам обоим каменное масло
      на самом деле там много интересного было, но все не купишь, тащить влом, да и денег жалко

      1. байкальский травник

        можете заказать на нашем сайте http://www.bk-travnik.com доставка по всей России.

      2. байкальский травник

        можете заказать на нашем сайте http://www.bk-travnik.com доставка по всей России.

  3. Здорово.

    Про деревянные юрты и я впервые слышу.

    С сувенирной продукцией они хитрованы — закупили импортные (китайские, думаю) бутылочки в ящичках (у меня такие тоже есть) и только выжгли это «выпил на Байкале»

    бедные колодники, на-ка потаскайся со стулом на цепи!.. (эта колода называется «стул колодный»)

    на столе начальника правления не хватает обязательного атрибута — Столпа закона (маленький столбик с короной наверху) — «В России нет закона — есть столб, а на столбе корона»

    и как тебе облепиховый чай? это чай с соком или вареньем или ягоды заваривают?

    1. честно говоря не знаю, как они бодяжат облепиховый чай, но я его вообще очень люблю, поэтому когда увидела в меню, вопрос «что пить» сразу был решен
      столб я не брала, честно-честно!))
      хорошо, что ты сказал про юрты, а то в таких случаях мне всегда думается, что это я — лох
      но раз ты не знаешь, то мне уж точно простительно

      1. хехе

        в какой-то исторической книге было про калмыков, кажется, — там они говорили, что «в Москов-улусе Великий Белый Царь на золотой кошме в каменной юрте сидит, кумыс из золотой чаши пьёт»

        1. ну в Нарьян-Маре есть Красный Чум посреди города 🙂
          http://neferjournal.livejournal.com/3775886.html

  4. Даже не могу передать, как мне нравятся такие дома. Они суровы даже своим видом.
    Все же кровь пра-пра бабки бурятки, бурлит во мне.
    А ковров у них там нет?

    1. ковров нет
      бедные наверное

Добавить комментарий